Расписание

Семинары «Йога и психология»

         В Центре «Йога и логос» в 2016 г. открылся цикл теоретико-практических семинаров «Йога и психология» под руководством кандидата психологических наук Г.В. Ожигановой — преподавателя йоги с 20-летним стажем.

        Эти семинары посвящены психологическим аспектам йоги и ее связи как с традиционными темами психологии (саморегуляция, психосоматика, теории личности и др.), так и с новыми направлениями исследований (духовные способности, духовный интеллект, древневосточные психопрактики).

       Первый из этих семинаров «Психологические аспекты пранаямы» прошел 2 октября 2016 года.

12 февраля 2017 г.

Семинар «Йога и телесная психология: методы самоизучения»

      Eka Pada 

В центре "Йога и логос" пройдет очередной семинар цикла теоретико-практических занятий по теме "Йога и психология".    Этот семинар посвящен обзору связи йоги - древневосточной системы знаний и современной телесной психологии (психосоматики).

         В рамках текущего семинара предполагается ознакомление с психологическими и йогическими методами самопознания и самоконтроля (теоретическое знание и практическое освоение в процессе занятия йогой). Cеминар проводит Г.В. Ожиганова - кандидат психологических наук, директор Центра "Йога и логос".

         Семинар предназначен для преподавателей йоги и учеников, для всех, кто интересуется психологическими аспектами теории и практики йоги.

Семинар проводится с 14.00 до 16.30 по адресу Центра: Костомаровский пер., 3.
Запись обязательна. Тел.: 8-916-518-18-04; 8-906-753-36-71

Стоимость семинара – 1500 руб.

Расписание занятий

(все занятия по записи)

 

Понедельник

 13.00

14.00 

19.00

             

Дневной класс 

Дневной класс  

Класс для всех уровней  

 

Фьюжн Мария

Фьюжн Мария

Московская Екатерина

Вторник

18.15

19.45

Класс для всех уровней - 19.06 

Класс для всех уровней - 19.06

Фьюжн Мария

Фьюжн Мария

 

                           

Среда

13.00

14.00

17.45

19.15

Дневной класс 

Дневной класс 

Класс для начинающих  

Класс для всех уровней - 20.06

Фьюжн Мария 

Фьюжн Мария

Фьюжн Мария

Эзерина Анастасия

 

 

Четверг

18.15

19.45

Класс для всех уровней - 21.06 

Класс мягкой практики - 21.06 

Фьюжн Мария

Зимина Юлия 

 

Пятница

 

19.00     


 

Класс для начинающих 

 

Эзерина Анастасия 


Суббота

16.30

Класс для всех уровней 

Фьюжн Мария

 

Воскресенье

12.15

Класс для всех уровней - 24.06 - отмена

Зимина Юлия

Центр «Йога и логос»

Йога и здоровье

Выдержки из интервью с Б.К.С. Айенгаром

Корреспондент:  Не могли бы Вы нам рассказать, что такое здоровье?

Б.К.С. Айенгар:  Здоровье зависит от состояния клеточной системы, так как миллиарды и миллиарды клеток рождаются и умирают меньше, чем за одну секунду. Наша повседневная жизнь сравнима с мертворожденным ребенком. Роды прошли благополучно, но ребенок лишен жизни. Точно также происходит и с большинством наших клеток, которые умирают, едва появившись на свет. Практика йоги, будь то асаны или пранаяма, позволяет этим клеткам жить, порождать жизнь и умирать только после того, как они послужили телу в качестве необходимых элементов. Это я и рассматриваю, как превосходное здоровье.

Корреспондент:  Важно делать асаны.  Расскажите, пожалуйста, чем позы отличаются от других упражнений?

Б.К.С. Айенгар:  Другие упражнения воздействуют на физическое тело: кости, мускулы и суставы. Но йог знает, что это только периферия тела, и не останавливается на этом. Он проникает на физиологический уровень, воздействуя, например, на печень, селезенку, поджелудочную железу, дыхательную и кровеносную системы. В этом отличие йоги от других упражнений. Йога затрагивает физиологический уровень в большей степени, чем физический, но пока физические органы не будут нормально функционировать, они не могут воздействовать на физиологические функции. Мы должны одновременно укреплять физическое и физиологическое тело, которые тесно связаны. Без работы, основанной на простых асанах, воздействующих на физическое и физиологическое тело, невозможно затронуть ментальный уровень, так как между физическим и ментальным телом находится физиологическое тело, которым нельзя пренебречь. Нужно уделять большое внимание физиологическому телу, которое является мостом, соединяющим ум и внешние слои тела. Это и называется соединение. Тело сливается (соединяется) с умом благодаря клеточной системе физиологического тела.

Корреспондент:  Что об этом думает официальная медицина?

Б.К.С. Айенгар:  Она только начинает этим интересоваться. Может быть, через 10 лет будут говорить о результатах, достигнутых благодаря регулярной практике йоги. Вам, например, известны этические правила йоги "яма". Современные ученые признают их пользу (не курить, не принимать алкогольные напитки). Таким образом, часть этики йоги принимается учеными. Постепенно они придут также к признанию того, что при выполнении асан в мозгу происходят химические изменения, что, конечно, принесет большую пользу будущему поколению. Сегодня у ученых есть собственные теории, и они хотели бы, чтобы опыт йогов согласовывался с ними. Будущее покажет, что у них получится.

Корреспондент:  На западе все озабоченны стрессом. Как Шавасана - древнее искусство расслабления - может помочь в наше время победить стресс?

Б.К.С. Айенгар:  Это очень интересный вопрос. В йоге считается, что стресс возникает из-за напряжения. Оно обусловлено напряжением, возникающим в нервной системе: энергия, которая должна передаваться по нервам блокируется. Когда вы делаете позы, забудьте о Шавасане. Что происходит в Сарвангасане или в прогибах назад? Вытягиваются нервы, вся нервная система. Это приводит к устранению блокирования, вызванного стрессом. В асанах нервы расширяются, и энергия может беспрепятственно циркулировать.

Корреспондент:Значит, практика асан является противоядием от стресса?

Б.К.С. АйенгарДа, и Шавасана также. Но надо знать, что только тот, кто умеет полностью вытягиваться при выполнении асан, способен достичь глубокого расслабления.Слабое вытяжение приводит к неполному расслаблению. Чтобы оценить пользу Шавасаны нужно пытаться достичь максимального вытяжения, выполняя асаны. Тогда в Шавасане нервная система, освобожденная этим вытяжением, станет подобна реке, чье течение не встречает никаких препятствий. Поддерживайте организм в таком состоянии, когда энергия может беспрерывно циркулировать в Шавасане, тогда он сам станет генератором энергии. Находясь в состоянии стресса, мы сокращаем свои возможности до уровня нервных окончаний. Практика йоги снимает эти ограничения, и тогда можно вынести все.

Перевод с французского Г.В.Ожигановой

Интервью с Б.К.С. Айенгаром из журнала "Yogasara" N 1, 1993, ed. par l'Association Francaise de Yoga Iyengar, Paris c разрешения его издателя опубликовано в журнале «Психологическое обозрение» № 1, 1998.

Центр «йога и логос»

Описание занятий

  • Класс для всех уровней
  • Класс для продолжающих
  • Класс мягкой практики
  • Совместная практика
  • Класс йогатерапии
  • Индивидуальные занятия
  • Семинары
  •  

Класс для всех уровней                          
        В этот класс могут прийти новички и те, кто уже занимаются йогой некоторое время.      

        Основу программы этого класса составляют позы стоя, которые готовят тело и ум к выполнению других групп асан. На этом уровне ученики осваивают позы сидя, лежа, базовые вытяжения вперед, простые прогибы и простые скручивания, перевернутые позы (Сарвангасана и Халасана). Рекомендуется посещать этот класс два раза в неделю.

 

Класс для продолжающих

       Возможность посещения этого класса связана с успешным освоением программы "для всех уровней". Об этом свидетельствует, например, уверенное выполнение перевернутых поз: Сарвангасаны и Халасаны. В этом классе продолжается освоение базовых асан. Изучение базовых поз стоя становится более детализированным, вводятся новые позы стоя, углубляется практика вытяжений вперед, прогибов, скручиваний, проводится обучение сложным позам: балансам на руках, предплечьях, на голове (Ширшасана). Уровень сложности асан возрастает.

 

Класс мягкой практики

  •      Предназначен для начинающих; учеников, по тем или иным причинам не могущим в данный момент заниматься достаточно интенсивно; а также людей старшего возраста. При проведении занятий в этом классе ученикам предлагается «мягкий» вариант практики, вспомогательные материал, выполнение поз с опорой. Используется индивидуальный подход с учетом проблем здоровья.

 

Совместная практика

       Рассчитана на тех, кто регулярно занимался в течение нескольких лет. Для посещения этого класса требуется уверенно выполнять Сарвангасану   и Ширшасану. Программа этого класса ориентирована на углубленное изучение поз (позы стоя, вытяжения вперед, прогибы назад, скручивания), а также включает сложные прогибы назад (Урдхва Дханурасана и др.), сложные скручивания, балансы на руках, вариации в перевернутых позах.

       В ходе занятий предполагается помощь друг другу в выполнении поз (парная работа), нахождение в позах продолжительное время с целью углубления осознанности и понимания механизмов выполнения асан.

                                                                             

Класс йогатерапии

       Класс предназначается для тех, кто по состоянию здоровья не может выполнять общую программу. Для такого человека составляется индивидуальная программа с учетом его проблем со здоровьем. Во время занятия ассистенты под руководством опытного преподавателя помогают выполнять позы, используя специальные материалы и приспособления. Для записи в этот класс необходима предварительная консультация c преподавателем.

 

Индивидуальные занятия

         Предназначены для тех, кто по каким-либо причинам не может заниматься в группах.

 

Воскресные практические семинары по йоге

      Посвящены определенным темам йоги, например: «Особенности женской практики», «Основы пранаямы», «Здоровая шея и спина» и др.

         Проводятся 1-2 раза в месяц. Предназначены для всех желающих.

 

Воскресные теоретические семинары по философии, санскриту, пению мантр, психологии и др.

         Проводятся 1 раз в 2-3 месяца. Предназначены для всех желающих.

 

Психологическая работа

Индивидуальные консультации психолога

        Семейные и другие жизненные проблемы лучше обсудить со специалистом психологом, тогда вы сможете принять правильное решение.

Психологические программы групповых занятий для взрослых

      Направлены на улучшение психоэмоционального состояния, помогают достигать поставленные цели, находить выход из трудных ситуаций.

                                                                                     Центр «Йога и логос»

Йога и психология

Психология межличностных отношений в древневосточных философских учениях

Г.В. Ожиганова

Кандидат психологических наук

      

       Включая изучение йоги в широкий культурный и психологический контекст, интересно рассмотреть психологические аспекты отношений между людьми, описанные в разных древневосточных философских учениях, а также ознакомиться с мнениями современных ученых по этому вопросу.

       Сравним представления об отношении человека к другим людям в культурных течениях философской мысли Индии и Китая. Для этого возьмем за основу древний трактат по йоге "Йога-сутры", написанный Патанджали (V-II в. до н. э.), комментарии к этому труду "Вьяса-Бхашья" (IV-V в. н. э.) и философское сочинение, давшее начало даосизму "Дао дэ цзин", которое было создано великим Лао Цзы (V в. до н. э.).

       Для проведения анализа будем опираться на научные концепции в области психологии отношений. Так, согласно А.Ф. Лазурскому, индивидуальность человека во многом определяется его отношением к другим людям, к окружающим явлениям. В.Н. Мясищев, исследуя психологию личности, говоря о ее направленности, выделяет: а) отношение человека к людям; б) отношение его к себе; в) отношение к предметам внешнего мира. Ученые-психологи подчеркивают, что важную роль в развитии личности и индивидуальности человека играют его отношения к другим людям.

       Используя вышеуказанные психологические идеи, рассмотрим, как решается проблема отношений между людьми в философском учении йоги.

       В «Йога-сутрах» основополагающим принципом взаимоотношений является «ахимса» – ненасилие, не причинение вреда другим людям. Насилие связывается с состоянием ума. Причины насилия коренятся в страхе, слабости, гневе или беспокойстве, а также обусловлены неведением. Поэтому в учении йоги подчеркивается необходимость установления контроля над умом, чувствами, отмечается важность преодоления духовного неведения – именно это позволяет победить агрессивность.

DEP01

       Ненасилие (ахимса) имеет более широкое значение, то есть любовь ко всем живым существам, стремление помогать другим людям, способствовать их счастью, так как считается, что жизнь одного человека неразрывно связана с жизнью остальных. Чужое благополучие при этом ставится выше собственного. Культивируется строгость к своим проступкам и прощение плохих деяний других людей. Овладение знаниями йоги предполагает необходимость делиться ими с окружающими, чтобы с любовью и состраданием показать другим, как улучшить себя. Ахимса означает выступление против зла, которое совершает человек, но не против самого человека, творящего зло. Подчеркивается, что правильный путь – это любить человека и в то же время бороться со злом, которое в нем есть (Б.К.С. Айенгар).

       В тексте "Вьяса-бхашья", который является комментарием к «Йога-сутрам», написано: "Пусть [йогин] культивирует дружелюбие по отношению ко всем живым существам, наслаждающимся счастьем, сострадание к тем, кто испытывает страдание, радость по отношению к добродетельным, беспристрастность к обладающим порочными склонностями" 1.

     Похожие отношения к окружающим людям выявляются и в китайском философском трактате "Дао дэ цзин". В нем предписывается не вредить людям, осуждается сила и жестокость. Отмечается, что несчастье происходит от насилия.

DEP02

     В "Дао дэ цзин" дается своеобразное определение ненасилия. Оно трактуется как избегание борьбы, понимается как отсутствие воинственности, гнева, стремления нападать. Ненасилие рассматривается в рамках концепции недеяния, предписывающей не проявлять агрессивность, уступать, избегать столкновения, что называется в "Дао дэ цзин" действием посредством недеяния, ударом без усилий. В таком случае не будет врага и не понадобятся солдаты.

       Подчеркивается необходимость прощать недобрые деяния, на ненависть отвечать добром ("Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро"). Осуждаются самовосхваление, агрессивность, которые называются "лишними желаниями и бесполезным поведением", а также незнание границ своей страсти и эгоистическая занятость собой. Параллели с йогой очевидны.

       Таким образом, как в йоге, так и даосизме культивируются альтруизм, дружелюбие, великодушие, терпимость – психологические качества личности, связанные с позитивным   отношением к другим людям, стремлением им всячески помочь. Это отношение основано на активной жизненной и социальной позиции, не имеющей ничего общего с   индивидуализмом.

       Рассмотрим, как можно оценить психологические качества приверженцев учения йоги и даосизма исходя из понимания йоги и дао в современной науке.

       Достаточно распространенным является взгляд на йогу как на технику, совокупность методик, процесс интеграции духовных, психических и физических возможностей индивидуума, имеющий целью завершенность личности изнутри, и определение "дао" как "пути", образа жизни подвижника, стремящегося к единению с дао. Эти идеи приводят к мысли о сосредоточенности адептов йоги и даосизма на глубокой внутренней работе, отстраненности от социальных контактов и индивидуализме.

       Однако психологический анализ вышеуказанных древних текстов индийской и китайской философской мысли позволяет сделать вывод, что успешность внутренней работы для достижения духовной самореализации не исключает социальный фактор, а, напротив, во многом определяется типом взаимоотношений с другими людьми. Так, базовым отношением к окружающим и в йоге, и в даосизме является ненасилие, не причинение вреда живым существам, стремление делать добро всем, то есть любовь к людям.

____________________

1 Классическая йога ("Йога-сутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья"). М.: Наука, 1992. С. 102.

[Статья опубликована в сборнике "История психологии и историческая психология: состояние и перспективы развития. Московская гуманитарно-социальная академия. М., 2001. С. 101–103.]

 

 

Практическая психология йоги

Советы психолога-преподавателя йоги

Если у Вас депрессия, как с ней справиться?

       Для людей в состоянии депрессии, характерна изоляция – желание остаться в одиночестве. Вам необходима помощь окружающих. Позвоните своим близким.    Обратитесь за поддержкой к семье и друзьям, может быть, к психологу.

       Другой признак депрессии – отсутствие энергии, активности, усталость, желание свернуться калачиком, лежа на диване, и ничего не делать. Вам поможет физическая активность. Займитесь чем-то приятным. Идеально подойдет, например: плавание, танцы, садоводство.

    

      Особое значение имеет йога: специальные комплексы асан и дыхательные техники, подобранные квалифицированным преподавателем, помогут эффективно бороться с депрессией. Размышляйте также над афоризмом великого учителя йоги Б.К.С. Айенгара: «Философия страдания заключается в том, чтобы победить страдание».

       Задумайтесь над японским изречением «Страдание – семя радости». Постройте мост, по которому Вы уйдете от печали к позитивному мировосприятию.

    

          Депрессия и отрицательное мышление – близнецы-братья. Чтобы предотвратить депрессию надо отрицательное мышление заменить положительным мышлением. Начните с малого. Выберите отрицательную фразу и постарайтесь превратить ее в положительную. Например, если вы думаете: «Я никогда не избавлюсь от плохого настроения», скажите себе: «И это пройдёт. Черная полоса жизни сменится белой». Или, если Вы думаете: «Я никогда не смогу научиться делать что-то», замените это на: «Я работаю над этим, и когда-то это обязательно получится».Тренируйте положительное мышление, со временем оно укоренится, станет привычным и поможет вам в трудную минуту.

           Занимайтесь йогой, улыбайтесь чаще, любите людей и весь окружающий мир.

Zimina1

 

 

Subcategories

The latest news from the Joomla! Team

Карта Google